CAD Solutions

Cosmos

Cosmos/ME-mail

Главная Новости Проекты Галерея Уроки Статьи Download
Рассылка Форум Гостевая CAD/CAM/CAE Сайты Cсылки О нас

CATIA в Frank O. Gehry & Associates, Inc.


«...Эта технология помогает мне приблизиться к  профессии строителя. В прошлом, между моими первыми эскизами и готовым строением существовало множество промежуточных этапов, и сама суть дизайна могла быть утеряна прежде, чем проект доходил до этапа строительства. Это было похоже на то,  будто мы говорим на разных языках. Удивительно, но сейчас  строители легко понимают меня, и в этой ситуации  компьютер не заменяет человека, а является неким переводчиком».  

Франк О. Гери (Frank O.Gehry)

 

О компании FOG/A

Расположенная в Санта Моника, Калифорния, архитектурная мастерская Frank O. Gehry & Associates, Inc. (FOG/A) имеет в штате более 60 специалистов. В мастерской широко используется САПР. Благодаря этому, сотрудники компании имеют возможность создавать модели любого размера, от масштабированных архитектурных моделей до макетов в полную величину. Системы проектирования включают в себя полную библиотеку материалов, содержащую примеры их использования и технические характеристики. FOG/A использует сеть рабочих станций САПР для художественного проектирования и создания на основе этих красочных проектов полной строительной документации. Помимо традиционных архитектурных CAD программ, компания FOG/A приобрела и успешно внедрила рабочие места  CATIA.

Основным принципом подхода фирмы к проектированию является подход, который Франк Гери разрабатывал последние три десятилетия. Суть этого подхода состоит в том, что исполнитель и  заказчик участвуют в процессе проектирования, как члены единой команды, при безусловном выполнении  всех требований и пожеланий заказчика. Процесс проектирования основан на изготовлении многочисленных моделей в различных масштабах. Эти модели помогают исследовать, и функциональные, и скульптурные аспекты проекта на уровне, понятном как самому  проектировщику, так и обычному человеку. Уже на ранних стадиях проектирования подбираются строительные материалы и формируются макеты проекта в полном масштабе, что ускоряет реализацию проекта, а также улучшает понимание архитектурного замысла автора. Работая одновременно над материалами и сложными конструкциями на уровне отдельных деталей в реальных размерах, разработчики  действуют в  строгом соответствии с поставленными задачами и бюджетом, которые были определяются заказчиком, в соответствии с муниципальными требованиями и культурными аспектами проекта. Это придает каждому проекту Франка Гери неповторимую индивидуальность, сделавшую Гери широко известным в мире.

Франк Гери придает особое значение выбору строительных материалов, при этом делая всё возможное для облегчения задач, ставящихся перед строителями. Это позволяет компании поддерживать хорошие  отношения с крупными строительными компаниями и производителями строительных материалов в США  и на международном уровне. Эти отношения дают возможность FOG/A использовать в проектах уникальные  материалы  и конструкции, превращая сложной процесс строительства в увлекательную  дизайнерскую игру. Сочетание моделирования строительного процесса и возможности создания макетов, применение различных  материалов и технологий строительства, а также применения сложных компьютерных систем, вывело FOG/A  на передний край архитектурных  технологий.

Выбор Программного обеспечения CATIA

Одной из основных проблем, разделяющих идеи Гери и их практическую реализацию, была проблема документирования 3D форм в двумерными строительные чертежи. Специалистам компании приходилось  тщательно измерять модели, сделанные руками Гери, выполнять сложные вычисления, и уже по ним создавать многочисленные элементы конструкции, изображая многочисленные виды и разрезы для более точного описания строительной конструкции. К сожалению, создание таких чертежей требует огромного труда, и, как результат, они получаются очень дорогостоящие, при этом, они представляют проект более сложным, чем он есть на самом деле. Подрядчики, не будучи уверены в том, как необычные формы могут фактически быть построены, допускают серьезные ошибки в оценке стоимости проекта. Все это раньше заставляло Гери, заинтересованного в строгом выполнении бюджета проекта, идти на компромисс, и, тем самым, ставило под угрозу осуществление задумок автора. Желая изменить ситуацию,  в 1990 году специалисты  Гери начали поиск программного обеспечения, которое могло бы успешно работать со сложными трёхмерными моделями, сохраняя все тонкости фантазий Гери.

В процессе этого поиска, фирма опробовала множество разнообразного архитектурного программного обеспечения. Первым экспериментом архитекторов по проектированию с помощью компьютера было создание большой скульптуры Рыбы у береговой линии Барселоны в Олимпийской Деревне в 1992 году. Для скульптуры, длиной около 180 футов и около 115 футов высотой, было характерно наличие множества кривых линий, несовместимых с  традиционной двумерной документацией. Первоначально смоделированная в древесине и металле, криволинейная поверхность, была обтянута плоскими листами из нержавеющей стали, которые покрывали стальною структуру с внешней стороны. Столкнувшись с жесткими временными ограничениями, архитекторы были вынуждены  опробовать новейшие компьютерные технологии, в качестве среды для общения между проектировщиками и строителями. Поверхностная модель рыбы была создана, с использованием программного обеспечение Alias, и, хотя конечный результат выглядел визуально точно, программное обеспечение в то время имело достаточно ограниченные возможности. Как и большинство других CAD систем,  программное обеспечение Alias создало поверхность рыбы, как сетку из множества многоугольников.

В противоположность такому подходу, программное обеспечение  CATIA, способно было определять любую поверхность, используя математические формулы, которые могли бы быть использованы  литейщиками  для отливки  элементов скульптуры. Иными словами, и архитекторы, и строители способны были определить любую точку на любой поверхности фигуры с помощью математической модели, созданной CATIA. После успешной демонстрации процесса проектирования с помощью CATIA строителям, строительная компания Permasteelisa  купила одно рабочее место CATIA. Архитекторы создали модель Барселонской Рыбы на CATIA, а затем проверили точность модели,  построив бумажный макет с помощью лазерного трехмерного резака, управляемого непосредственно  по компьютерной модели.

Гери проверил эту бумажную модель и заметил, что она почти полностью соответствует его первоначальному замыслу. Дальнейшее строительство самой скульптуры проходило с удивительной скоростью и точностью. От предварительного проекта до завершения строительства потребовалось только шесть месяцев. Из нескольких тысяч связей, только на двух была получена погрешность в  3 миллиметра, остальные размеры были совершенно идеальны. Традиционных проектных документов строительства или рисунков потребовалось совсем немного. Гери вспоминает: "Двумерные рисунки кривых поверхностей могут быть очень красивыми,  но они все же искажают реальную поверхность, а с этой системой, вы можете увидеть, как все это можно построить".  Скульптура Рыбы окончательно убедила Гери и его партнеров, что моделирование с помощью CATIA  исключительно эффективно, особенно если необходимо строить  поверхности сложных форм быстро и точно.

Использование CATIA в проектах компании FOG/A

Проектирование Автобусной Остановки в Ганновере, Германия, еще более обогатило опыт проектировщиков, полученный при проектировании Барселонской Рыбы. Автобусная Остановка -  это небольшое строение с выгнутыми посеребренными и зелеными конструкциями из нержавеющей стали, которые поддерживаются прочными  вертикальными "T"-образными стальными опорами. Всё,  и навес и несущая конструкция – были смоделированы на CATIA, которая использовалась также для изготовления документации к проекту. Ощутимое преимущество проект Автобусной Остановки, созданный на CATIA, получил при объявлении тендера на строительство. Победитель тендера, компания Permasteelisa, снизила стоимость своего предложения на треть, когда стало известно, что проектирование велось с помощью CATIA.  

В дальнейшем, исследуя возможности использования CATIA, компания FOG/A занялась проектированием покрытия из известнякового камня, площадью около 200000 квадратных футов, для Концертного Зала Диснея в Лос-Анджелесе. CATIA использовалась тогда как для проектирования самого сооружения, так и для контроля затрат на осуществление  проекта. Очевидно, что исходные размеры необработанных каменных блоков и, как следствие, время их обработки -  это критические параметры, определяющие стоимость проекта, и эта стоимость увеличивается в геометрической прогрессии при переходе от плоских плоскостей к поверхностям первого, второго и более высокого порядков. Гери начал работу над проектом, с создания бумажной модели, для которой было характерно наличие необычных кривых, напоминающих по форме цветы. После этого, модель проекта была оцифрована с использованием системы оптической оцифровки Firefly, с выдачей результатов в XYZ  координатах. Полученные координаты были занесены в CATIA , установленную на IBM RISC/6000, и CATIA  построила 3-х мерную цифровую  модель.  Далее, для увеличения повторяемости  деталей, поверхности были оптимизированы CATIA без изменения исходной формы. С помощью встроенной в CATIA базы данных рационализированных поверхностей, физическая модель была воссоздана в компьютере, произведено её сравнение с первоначальной, картонной моделью, и произведена необходимая корректировка.  

CATIA  впоследствии была также использована для изготовления конструкторской  документации,  передаваемой строительному подрядчику. Проект каменного покрытия здания был предложен на тендере 14 фирмам, способным осуществить нарезку камней на трех и пяти-координатных станках. Четырем фирмам надо было предложено построить фрагмент стены, размером 3 х 8 м, используя только цифровые данные для станков с ЧПУ. В тендере победили компания Harmon Contract  и Furrer Spa, Италия. Сыграло роль и то, что Harmon и Furrer, в случае успеха на тендере,  готовы были использовать собственные станции CATIA.  

 Преимущества от использования CATIA проявились не только в проекте Диснея. Совершенно иначе система использовалась FOG/A при проектирования Офисного Здания в Праге. Впервые для FOG/A  проектирование всего здания было полностью выполнено на компьютере, как 3D модель. Кроме того, проект был выполнен впервые с использованием твердых элементов в сочетании с поверхностными элементами, что явилось еще одним новшеством для персонала компании.

В этом проекте непосредственно исследовались возможности создания сложных, изогнутых скульптурных структур из бетона, стали и стекла. Использование возможностей CATIA вместе с другими CAD-инструментами, позволило компании проектировать уникальные стеклянные и металлические конструкции с выпуском рабочих чертежей для строителей. Первоначально, стоимость стеклопакета для проекта Автобусной Остановки была $ 200 за квадратный фут. С помощью CATIA, путем оптимизации расположения и формы,  Гери, работающему совместно с  подрядчиком, удалось уменьшить стоимость пакета на треть, доведя её до $ 135 за квадратный фут.

  Не так давно  FOG/A использовала CATIA при проектирова-нии Гугенгенского Музея (Guggenhiem Museum) в Бильбао, Испания. Использование CATIA, для точного проектирования  сложных поверхностей проекта, площадью более 24.000 квадратных метров, было абсолютно необходимо для компании, чтобы выполнить жёсткий график работ, установленный заказчиком. Извлекая уроки, полученные при проектировании Барселонской рыбы, Автобусной остановки в Ганновере, Концертного зала Диснея и Офисного Здания в Праге, FOG/A  использовала 3D  проектирование на CATIA для целей строительства и производства основных комплектующих, и AutoCAD для выпуска строительной документации. Как и в предыдущих проектах, система трёхмерного моделирования поверхностей в CATIA использовалась для контроля размеров модели. Модели для AutoCAD были получены из CATIA-геометрии путем использованием IGES интерфейса. 

Совместное использование CATIA и AutoCAD облегчило  процесс проектирования и позволило выпускать качественную  строительную документацию. Как только завершалось проектирование  в CATIA  очередного элемента здания, цифровая CATIA-модель, содержащая внешние и внутренние элементы поверхности, отправлялась в механический цех. На станках с ЧПУ моментально изготавливалась пенопластовая копия в соответствующем масштабе. Затем каждая элемент конструкции занимал свое место в общей модели проекта для проверки компьютером правильности проектных расчетов.

  Информационная сеть компании FOG/A

За очень короткое время инвестиции FOG/A в компьютерные технологии привели к появлению в компании очень сложного и разнообразного набора аппаратного и программного обеспечения. Диапазон используемых средств стал  достаточно широк: от простых персональных компьютеров для обработки текстов до мощного сервера Sun Sparcstation 20, обеспечивающего  доступа в Интернет. Для обеспечения уникального процесса проектирования, разработанного FOG/A, сегодня используется целый набор CAD программных средств и продуктов для поддержки процесса проектирования.   И это, в первую очередь, модули, разработанные компанией для  экспорта и импорта данных в IGES формате на различных программных и аппаратных платформах. 

Набор аппаратных платформ компании FOG/A включает четыре IBM RISC System 6000, c установленными на них модулями CATIA V4:

Advanced Detail Design

  • Free Form Design

  • Publishing Package

  • Interface

  • Develop

Резюме

Использование компанией FOG/A продуктов CATIA привело к более тесным отношениям между заказчиками и исполнителями, поставщиками и подрядчиками. Каждый проектировщик вносит какие-то  новые элементы в базу данных CATIA, тем самым  постоянно увеличивая её значимость для компании. Правильность и точность заносимой информации в базу данных информации и устранение лишних посредников между проектировщиками и строителями, уменьшают вероятность ошибок и снижают общую стоимость проекта, способствуя в целом увеличению реализуемости проектов.  Однако, специалисты FOG/A прекрасно сознают, что несмотря на высокую точность моделей, созданных на CATIA и высокое качество выпускаемой компьютером  строительной документации, существующие в настоящий момент допуски на строительство и монтаж, в значительной степени остаются неизменными, что необходимо  всегда учитывать при работе с компьютерными моделями.

Новая архитектурная технология, способная укрепить позиции проектировщика в строительстве, обещает многое. Гери считает, что выполнение сложного проекта с использованием CATIA, делает сложные, изогнутые формы в структуре зданий более простыми и реализуемыми. «Я в восторге от этих форм, потому что я люблю ощущать движение. Эти формы гениальны, доступны и прекрасны. Если сегодня я делаю много зданий с кривыми формами, и множество людей наслаждаются ими, то, наверняка, завтра у меня и у других архитекторов появятся новые заказы сделать что-то подобное». 

Использование CATIA позволяет Гери мыслить масштабней. Он все еще начинает работу над проектом, делая наброски и манипулируя с физическими моделями. Но как только он переносит  проект в компьютер с CATIA, скульптурные особенности его сложных поверхностей обеспечиваются математической моделью с высочайшей точностью. А это означает, что подрядчики могут могут не только увидеть модель, но и и понять, как  можно реализовать замысел автора  и как можно произвести оценку стоимости проекта. "Я, так или иначе, сделал бы эти проекты", - говорит Гери, - " но сегодня я знаю как именно мы можем реализовать проект. И это делает мои идеи  более жизненными".

Copyright © CAD Solutions  2002-2003. All rights reserved. E-mail: cadsolutions@narod.ru

  Rambler's Top100

Сайт управляется системой uCoz